Наталья, здравствуйте! Благодарю Вас за вопрос. Мнение, что ребенка надо приводить на прием к логопеду к пяти годам, в настоящее время уже устарело. Дело в том, что к этому возрасту речь ребенка уже во многом сформирована, а наиболее благоприятным периодом для развития речи является возраст 2-3 года. Именно в этом возрасте надо поинтересоваться, все ли хорошо у вашего ребенка с речью. И даже если логопед в поликлинике скажет, что развитие ребенка соответствует возрасту, надо ежегодно посещать логопедический кабинет, чтобы отслеживать динамику формирования речи. Ведь то, что является нормой в три года, в четыре уже является отставанием. Если же у мамы были проблемы во время беременности или родов, ребенок наблюдался у невропатолога, то в этом случае надо особенно внимательно следить за становлением речи. Тогда маме не придется слышать так часто задаваемый логопедами вопрос: «А где вы были все это время?» |
Олеся, здравствуйте! Спасибо за вопрос. Всё зависит от степени выраженности нарушений. Если речевое расстройство выражено в лёгкой степени, то нормальная языковая среда будет влиять на речевое развитие ребёнка благотворно. Конечно, нельзя исключать помощь родителей (семьи). Но если у ребёнка диагностировано тяжёлое нарушение речи, то без профессиональной помощи (индивидуальных занятий с логопедом, логопедической группы) не обойтись. |
Марина Александровна, здравствуйте! Благодарю Вас за вопрос. Если ребенок пишет буквы не в ту сторону (зеркально), путает расположение элементов букв чаще всего это следствие несформированных пространственных представлений. Проверьте, умеет ли ваш ребенок правильно показывать свое правое ухо, левую ногу и т. д. Очень полезны игры-занятия типа «Танграм», «Пифагор», «Сложи квадрат», различные «конструкторы». Бывает, что ребенок путает совершенно непохожие по написанию буквы: М и Б, Т и Д. Причиной этого может быть, то что ребенок плохо различает соответствующие звуки на слух. При этом физический слух у него может быть абсолютно нормальным. Поучите ребенка находить на слух трудные звуки в слогах, словах. Чтобы ребенку было легче запоминать буквы, рекомендуются следующие приемы: раскрашивание буквы, штриховка; лепка ребенком буквы из пластилина, вырезание ребенком буквы по контуру, нарисованному взрослым, «написание» широкими жестами всех изучаемых букв в воздухе, сравнение буквы и ее элементов со знакомыми предметами, другими буквами: буква У – заячьи ушки и т.д., обводка пальцем буквы, вырезанной из мелкой наждачной бумаги или бархатной бумаги, узнавание букв на ощупь с закрытыми глазами, выкладывание буквы из различных материалов: тесьмы, пуговиц, спичек и т.д., обводка ребенком букв, написанных взрослым, письмо буквы по опорным точкам, поставленным взрослым.
|
Светлана, здравствуйте! Благодарю Вас за вопрос. Несомненно, трудно переоценить роль матери или других близких людей в развитии речи ребенка. В настоящее время появилась масса книг, помогающих родителям развивать речь ребенка, например Максаков А.И. Тумакова Г.А. «Учите, играя»; Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения»; Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения для развития речи». |
Мария, здравствуйте! Благодарю Вас за вопрос. Постараюсь ответить на него. Заикаются примерно 2% детей, т.е. один из пятидесяти. Причем заикание у мальчиков встречается в четыре раза чаще, чем у девочек. Обычно заикание возникает в период от 2 до 5 лет. Очень часто родители считают причиной испуг, болезнь или другой стресс. На самом деле многие дети пугаются животных или чего-то другого, но заикания при этом не возникает. Следовательно, истинная причина в ослабленности центральной нервной системы ребенка, а испуг послужил лишь пусковым механизмом. Спровоцировать заикание может внезапное изменение в худшую сторону обстановки в семье, режима. Нередки случаи заикания у детей с рано развившейся речью, родители которых читают им слишком много стихов, сказок, обращаются с постоянными просьбами: «расскажи», «повтори», часто заставляют говорить напоказ. Заикание иногда может возникнуть по подражанию, если кто-то в окружении ребенка заикается. Чтобы вовремя помочь ребенку, очень важно не пропустить первые признаки заикания: ребенок вдруг внезапно замолкает, отказывается говорить (это может длиться от двух часов до суток, после чего ребенок вновь начинает говорить, но уже, заикаясь.); употребление перед отдельными словами лишних звуков (а, и); повторение первых слогов или целых слов в начале фразы; вынужденные остановки в середине слова, фразы; затруднения перед началом речи. При возникновении первых признаков заикания надо обратиться к психоневрологу. |
Валерия, здравствуйте! Спасибо за вопрос. Самый благоприятный, так называемый сензитивный период, это с 4-5 до 6-7 лет. Некоторые полагают, что с возрастом все звуки и так появятся у ребенка. Отнюдь, лишь иногда так бывает. Сейчас возрастает количество трудных родов, почти каждая беременность протекает с осложнениями, это в свою очередь накладывает отпечаток и на речевом развитии малыша. И тут уж само точно не пройдет, необходима помощь специалиста, и даже не одного. |
Здравствуйте! Спасибо за проявленный интерес. В основе обучения чтению - не буква, а звук. Прежде чем показать ребенку новую букву, например М, следует научить его находить на слух звук [м] в слогах, словах. На первых порах следует называть и звуки, и соответствующие им буквы одинаково - [м], [б], а не эм или бэ. Говоря так, мы произносим два звука - [э] и [м]. Это только путает детей. Другая грубая ошибка заключается в побуквенном чтении, т. е. ребенок сначала называет буквы: М А - и только после этого складывает сам слог: МА. Этот навык неправильного чтения очень стойкий и исправляется с большим трудом. Если ребенок и сможет таким способом прочитать слова из трех-четырех букв, то чтение более сложных слов окажется недоступным. Правильное чтение - это чтение слогами (пока не будет сформировано беглое чтение). Пусть поначалу ребенок долго тянет первую букву слога, пока не распознает следующую букву. Главное, чтобы он не останавливался после первой буквы, слитно прочел буквы слога. В первую очередь детей учат читать слоги типа АП, УТ, ИК и т.п. Затем переходят к слогам типа МА, НО, ВУ. После того, как будет достаточно автоматизирован навык чтения слогов, переходят к чтению слов типа МАК, ЛУНА, ПАЛКА и т.д. по нарастанию сложности слов. Если в устной речи ребенок заменяет некоторые звуки, например [Ш] на [С] («сапка») или [Р] на [Л] («лыба»), не рекомендуется учить с ним соответствующие буквы, пока не будет полностью исправлено звукопроизношение. В противном случае у ребенка может сформироваться неправильная связь между звуком и обозначающей его буквой. Прежде чем учить ребенка письму, необходимо сформировать правильный захват ручки. Многие дети делают это неправильно. Руки ребёнка должны лежать на столе так, чтобы локоть правой руки (у правшей) немного выступал за край стола, и рука свободно двигалась по строке, а левая лежала на столе и придерживала лист. Ручка кладется на верхнюю часть среднего пальца, а ногтевые фаланги большого и указательного пальцев придерживают её на расстоянии 1,5–2 см. от конца стержня. Научите ребенка ориентироваться на листе бумаги: показывать верхний правый, левый нижний угол, середину листа и т.д. Затем учат видеть строчки, находить начало, конец строчки. |
Здравствуйте! Благодарю за вопрос. Логопед работает не только с нарушенным звукопроизношением, он развивает понимание обращённой речи, помогает правильно построить фразу, согласовать слова, развивает навык словообразования, помогает понять прочитанное и ответить на вопросы по тексту, учит пересказывать тексты, расширяет словарный запас и знания об окружающем мире, помогает преодолеть трудности письма и чтения. Это далеко не весь список того, над чем работает логопед! Для каждой работы существуют свои методы преодоления трудностей. |
Здравствуйте, Ольга! Благодарю Вас за интересный вопрос. Нарушение речи может выражаться только в неправильном произношении звуков (дислалия или ФФН). В этом случае достаточно обратиться к логопеду поликлиники. Процесс коррекции речи при таком нарушении может занять от одного месяца до года в зависимости от количества неправильно произносимых звуков и индивидуальных особенностей ребенка. При общем недоразвитии речи (ОНР) нарушены не только звуки (иногда до 16 и более). Нарушена слоговая структура слов: «петерь» - теперь, «масалет» - самолет, «агат» - виноград. Словарь бедный, часто допускаются словесные замены: каска – «шапка», донышко – «подошва», пила – «нож». Ребенок с трудом строит фразу, при этом часто с грамматическими ошибками. Коррекция таких нарушений речи возможна только при ежедневном комплексном медико-педагогическом воздействии в условиях специализированной группы и может занять до 2-3 лет и более. |
Анна, здравствуйте! Благодарю Вас за проявленный интерес! Отправила подборку на Вашу электронную почту. В данный момент я разрабатываю дополнительные материалы для работы с магнитным жезлом, в скором времени планирую оформить их в электронном виде и выложить на сайте для общего доступа. |
Здравствуйте, Марина! Начните с посещения невропатолога. Сделайте исследования головного мозга ЭЭГ, ЭхоЭГ, КТ или МРТ, допплерографию шейного отдела. Если к сентябрю ребенок не заговорит, начните индивидуальные занятия с логопедом-дефектологом. |
Здравствуйте, Ольга! Спасибо за вопрос. Обязательно начните занятия с логопедом. За год специалист исправит нарушенное произношение, и вы сможете пойти в школу. Для самостоятельной работы: выполняйте зарядку для языка ежедневно по 5-10 мин. (например, Т.В.Буденная "Логопедическая гимнастика"). Учитесь отхлопывать слоговую структуру слов (дом: 1 слог - 1 хлопок, ма-ма: 2 слога - 2 хлопка, ма-ши-на: 3 слога - 3 хлопка). Читайте стихи с отхлопыванием ритмического рисунка: "На-ша Та-ня гром-ко пла-чет...". |
Здравствуйте, Анастасия! Благодарю за вопрос. Самостоятельно Вы можете выполнять артикуляционную гимнастику. Для постановки звуков обратитесь к логопеду. К 4-м годам ребёнок должен произносить все звуки правильно, кроме звука «Р», который появляется к 5-6 годам. |
Ксения, здравствуйте! К сожалению, заочно мне сложно подтвердить или опровергнуть данную Вам рекомендацию. Тем не менее, могу посоветовать Вам обратиться за помощью к логопеду, мнению которого Вы доверяете, а также Вы можете самостоятельно изучить нормы речевого развития на этой странице моего сайта - НОРМЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ .
|
Алина, здравствуйте! Постараюсь Вам помочь. Во время чтения стихов, отхлопывайте ритмический рисунок слов ( на-ша Та-ня гром-ко пла-чет…). Также можно произносить речёвки, потешки, скороговорки в процессе ходьбы (1 шаг - 1 слово). Пойте песенки, предварительно выучив слова. Также советую Вам по возможности показать дочь логопеду. |
Марина, здравствуйте! Иногда подобные явления возникают у детей с повышенной учебной нагрузкой. Понаблюдайте за ребенком. Могу посоветовать вам дополнительный материал для занятий дома с ребёнком: О.Новиковская "Логопедическая грамматика 4-6, 6-8 лет", Узорова, Нефедова "Скоро в школу" и др. книги этих авторов. Удачи! |
Здравствуйте! Вызвать правильный звук [Ж] самостоятельно достаточно сложно, существует ряд нюансов, которые невозможно описать. Если звук не получается вызвать по подражанию (широкий язык поднимают за верхние зубы в виде «чашечки» и произносят звук [Ж]), логопед использует специальный зонд и помогает ребенку уложить язык в правильную позу. Лучше обратиться к специалисту. Логопед поставит звук, а отработать вы его сможете самостоятельно. Удачи Вам. |
Здравствуйте! Благодарю за доверие. Занимайтесь общим развитием ребенка, пойте колыбельные и детские песенки, читайте стихи и бытовые сказки, учитесь произносить буквы (звуки), рассматривайте картинки-предметы, действия («Мои первые слова», «Играем с глаголами»). Больше разговаривайте с малышкой. В возрасте 3 лет покажите ребенка логопеду. |
Здравствуйте, Екатерина! Соблюдайте режим дня, ограничьте просмотр телевизора до 15-20 мин. в день. Избегайте посещения мероприятий с большим скоплением людей (родственников). Если у вас нет аллергии, то заваривайте ребенку мяту (мелиссу). Делайте ванны с морской солью через день по 15 мин. за 1 час до сна (№10). Выполняйте артикуляционную гимнастику (Т.В.Буденная «Логопедическая гимнастика»). Отхлопывайте ритмический рисунок разной сложности, слоговую структуру слов (мак 1 слог- 1 хлопок, мама 2 слога- 2 хлопка, машина 3 слога- 3 хлопка). При ухудшении речи обратитесь к невропатологу, сделайте исследование головного мозга (ЭЭГ). |
Здравствуйте, Татьяна! В норме речь у мальчиков может появляться к 2-2.4 годам (иногда к 3). Много разговаривайте с ребенком, комментируйте свои действия и действия ребенка, рассматривайте картинки-предметы, картинки-действия, пойте песенки и колыбельные. Ограничьте просмотр телевизора ( 10 мин в день , а лучше вообще не смотреть). В возрасте 2.9-3 лет, если ребенок не заговорит, покажите ребенка невропатологу и логопеду. |
Здравствуйте, Милана! В норме речь может появляться к 2-2.5 годам (реже к 3). В возрасте 3 лет покажите ребенка невропатологу и логопеду. В настоящее время много разговаривайте с ребёнком, комментируйте свои действия и действия ребёнка, рассказывайте сказки и стихи, пойте песенки и колыбельные. Занимайтесь общим развитием. |